ЮРИЙ БЕЛОЙВАН
персональный сайт
Я не стараюсь быть разносторонней, или, как говорят
неординарной личностью. Просто хочу быть счастливым.
Счастье для меня – это гармония творчества, учёбы, здоровья,
работы и Бога. Если это есть – есть гармония, а значит, и Счастье.
Гостевая книга

Южный полюс

Южный полюс испытание не для всех. Это испытание силы воли, физической силы, стойкости, смелости и всех прочих качеств настоящего джентльмена. Вот почему тут побывало так мало туристов, и вот почему так приятно быть в числе тех, кто к этому меньшинству относится, эта причастность к закрытому клубу поклонников южного полюса объединяет и стирает все границы между его членами.

Составляя отчет о своем путешествии на южный полюс, я старался быть как можно более лаконичным, но переполнявшие меня эмоции сделали свое дело и отчет получился таким обширным и восторженным, будто писал его не опытный путешественник, а подросток. Впрочем, при виде такой красоты становиться подростком не стыдно. Взгляните на сделанные на южном полюсе фотографии, возможно, что и вы проникнитесь им настолько, что вскоре клуб поклонников южного полюса приобретет еще одного участника.

«Из десяти девять не знают отличие:
- света от тьмы
- истины ото лжи
- свободы от рабства
- чести от бесчестия
Так же не знают они пользы своей».
Трифилий Раскольник
«Симон же Пётр, имея меч, взял его и отсёк правое ухо рабу первосвященника. Имя рабу тому было Малх.»
Евангелие от Луки

Вот спроси любого человека, ну до чего он не додумывался в этой жизни от безделья, рутины или просто от скуки? Куда не забирались люди, на какие вершины или в глубины не опускались? Выглядит это приблизительно так: живёшь ты в привычном мире, своей зоне комфорта. Всё у тебя вроде хорошо, всё есть. Но чего - то всё - таки не хватает! Начинается не то, чтобы прямо тоска, а так, лёгкое беспокойство. Кажется, больше нельзя терпеть однообразие бесконечно повторяющихся дней и событий. А раз терпеть нет возможности, то и не терпишь. Думаешь о том, сколько не отдыхал. Думаешь - надо сменить среду обитания и т.п. Куда меня не заносили такие мысли. А однажды меня занесло на Тибет. Это было уже два года назад. Кстати, эти строки я пишу тоже от безделья. Просто третий день жду вылета в Антарктиду. Ждать погоды - это приблизительно выглядит так: каждое утро тебе звонят и говорят: «Сегодня нет, возможно, завтра». И неизвестно, сколько это может длиться? День, неделю или месяц! Вот я купил тетрадку и вспомнил, как два года тому назад я был в Тибете, и прожил там целый месяц. Это был целый месяц из моей жизни. Месяц не простой, не похожий на многие другие дни и месяцы моей жизни. Месяц, когда я чувствовал каждый шаг, вдох и каждое движение. С 7.01 по 12.01 сижу в Пуэнта Аренас, жду вылета на Антарктический лёд. Каждый день созвон. Если да, то должны звонить в 6:30 утра. Если не звонят в 6:30, значит в 9:30. Все дни говорили (в 9:30), что погода плохая, сильный ветер. А сегодня в 9:00 сказали, что следующий раз звонят в 14:30. В 14:30 сказали, что в 17:15.

Южный полюс Южный полюс Южный полюс Южный полюс

Возможно, вылет состоится сегодня ночью. А может и нет. Сложилось. Вечером мы улетели в Антарктиду. Сервис в базовом лагере по высшему классу. Только было очень жарко. Ночь я пропотел, как в сауне. Светит солнце. И не только светит, но и греет. Это, правда, намного лучше, чем было бы темно и -50 C, или -60 C. После завтрака, 13-го , нас загружали в винтовой лайнер и мы после часа полёта уже в первом лагере, на 2140 м. Сразу сделали выход жарко. И можно обгореть очень серьёзно на солнце. У людей на лицах такие загары! Надо видеть. Ужинали! Дают без мяса, красота. Завтра выдвигаемся выше. Надо переписать лагеря и расстояния. У меня есть карта с описанием.

Буду пытаться спать, время 23:28, а солнце светит, как в 12:00 дня. Спокойной ночи. Маршрут восхождения на Винсон 4 892 м выглядит так:От Базового до Low Camp перепад 650 м., 4-6 часов, 9 км. Мы дошли за четыре часа, но я натер обе ноги. Буду клеить пластырями (может и поможет).

• На базовом кислород 93. Пульс нормальный. В движении не мерил От Low Camp до High перепад 900 м, 5 ч., 3 км, 1200 м. провешено веревками уклон 45 градусов, есть зоны «голубого льда». Это когда нет снега и можно подскользнуться.
  • На Low Camp 84 (15,1) поднимались 4 ч. 30 минут. Работа почти такая же, как из болота тащить бегемота. Грузишь на спину рюкзак 30кг и лезешь под уклон 40-45С, жарко. Остановишься, сразу холодно, к вопросу, что может быть тупее, чем тащить санки 40кг? Так вот, это тащить на склон такой же рюкзак.
  • Южный полюс.
  • Ночуем и ждем восхождения, т.е. штурм вершины.
  • На Винсон (4.892м), поднялись за 6 часов. Нас пугали min 9! Значит, есть ещё здоровьице.

На самом деле эта история о другом путешествии. Но почему-то никак не начинается.
Задумана она была еще два года назад. Когда я первый раз поднялся на 8-ми тысячник и мне дали подышать кислородом. Всего три литра в час, а как меняется ощущение . Я тогда думал о том, что через шум ветра , слышал, как вытекает из баллона газ. А когда спустился в лагерь и бросил рюкзак с кислородом, улегся, и не было сил закрыть вентиль. А я понимал, что чем больше я израсходую запас, тем раньше пойду своим ходом. И как вспоминал, когда баллон закончился, я шел на автопилоте. Как вспоминал друга Костю, который взялся помочь нести мой термос и убежал вперед. А пить хотелось не по-детски.

Но так устроена Московская жизнь. Встаешь утром, которое уже не утро. Потом тебя вышибают из планов, и коней на целый день и нет времени заняться главным. Слава Богу, появились дети и теперь все эта суета получила смысл.

Так вот про Винсон. Вышли утром в 9:00, хотя тут, что утро, день или ночь, разница не большая. Солнце, если не прячется за облака, все время на уровне нашего летнего 18:00, приблизительно. Гид сказал, будет очень холодно, и я одел пуховые штаны и сто одежек. Холодно не было, было жарко и пришлось раздеваться. Склон пологий, но длинный, 7 км. На последнем подъеме и в правду стало холодать. Так что пришлось одевать все, что снял.

Южный полюс. К вершине пригодилась и маска на лицо.
Эти маски странная вещь. В них тепло и ветер не обжигает лицо. А если отнестись внимательно и не оставить зазоров между маской и лыжными очками, то не обгорит лицо. Но потом наступает момент и дышать становится нечем. Эта маска, так называемая «балаклава», закрывает рот с носом. Там ткань как бы тоньше, чтобы можно было дышать. Но на высоте лёгким и так не просто собирать кислород, процент которого был на старте 70. А это очень мало. Хочется взять нож и прорезать дырку для рта. А на ногах такие, два «блистерса», я их натёр ещё в первый день. Одним словом, трудностей много, и с ними всеми приходится бороться одновременно. Вот так я и развлекался шесть часов. Потом как обычно махал флагом на горе, было здорово, но очень холодно. Южный полюс Меня не очень сняли на video и на фото не очень ….но! Всё снято. Хорошо, плохо, но снято. Я смотрел. А когда занимался Костя, проблем было гораздо больше. Он конечно друг, но и мне его съёмка обходилась не дёшево, в эту поездку тысяч тридцать долларов США. А это ой, как не мало.

Потом ещё был спуск, это легче, но сил на спуске меньше и даётся он нелегко. Весь штурм и спуск заняли девять часов и это очень хорошо.
Вернулись в Хай Кэмп, как в дом родной. Спать в мешке в -20С, обложившись мокрыми вонючими носками и бельём (для просушки), стало привычно и тепло.Утром следующего дня было пасмурно, холодно и снежно.

Южный полюс. Но пришлось вставать, собирать вещи и палатки. А я не люблю собираться, даже дома! И стоя на четвереньках, заталкивая ледяные вещи замёрзшими руками, я думал: « Ну, надо в конце концов смириться, что раз если есть вещи, то периодически их надо собирать. И с этим ничего не поделать!» Рассуждать, правда, легче, чем делать.

Потом мы спускались по знакомому склону, в связках по три человека. Да , еще об этих связках. Все время, когда двигаешься, привязан к другим, таким же несчастным. Это делается по нескольким причинам:

• если кто-то поскользнется, у него есть шанс не улететь далеко, а быть удержанным остальными членами связки. Правда, и у остальных есть шанс быть утянутыми.
  • на горах, а особенно Антарктических, очень толстый слой льда (ледники). Ледники имеют трещины. И если кто- то упадет в трещину, у него опять же есть шанс не улететь дальше длинны верёвки. Правда, и у остальных есть шанс лететь следом.

Чтобы остальным не использовать свой шанс, верёвка между связанными должна быть в натяжку. Это для того, чтобы начать удерживать упавшего сразу, а не дать ему разогнаться и утащить за собой всю группу. Это и называется уметь ходить в связке. Наверное, в этом и заключается высотный альпинизм. А уж точно не в том, чтобы бежать на сто метров вперед и демонстрировать индивидуальные спортивные достижения.

Главное в этих походах то, что вернуться должно столько, сколько ушло. Или это не спорт, а самоубийство. Так мы дошли до своих саночек, погрузились и потащили их вниз, что значительно приятней шампанское и все такое прочее.

Южный полюс Южный полюс Южный полюс Южный полюс

Через пару часов были в базовом лагере. Тут состоялось прощание, ужин, пиво, шампанское и все такое прочее.
Вчера, когда всё это происходило, мыслей было больше. Все должно было бы быть ярче и познавательней. Но время прошло. Приходят новые впечатления и яркость старых уже не та. Это даже не впечатление, наверное, в медицине есть название, когда городской человек попадает в горы. Дома я почти все время в помещении или в машине. А здесь 24 часа на открытом пространстве температура -10-15. Ветер, лёд, солнце двадцать четыре часа в сутки. Мыслится и дышится иначе! И не только мыслится. Вот туалет, например. Хотя везде природа и нет вокруг никого, нельзя гадить куда попало. Мне выдали специальные пакеты, и только в них.

Мало того, их надо принести в базовый лагерь. Благо мороз, и они, за пять дней их собралось несколько, замерзли. По-малому - только в специально отмеченные места. Если таковых нет поблизости, в бутылку и сливаешь опять же в эти места. Надо следить, чтобы не замёрзла. Иначе вытащить будет проблематично. Взамен этого нет куч на каждом шагу и живописных желтых полян с табличкой «Желтый снег не есть!» Заставить наших, да и многих «недоразвитых» граждан -это сделать невозможно. Вот и смотрим в своих достопримечательностях больше под ноги, чем на небо.После ужина нас забрал самолёт, и доставил на Патриот Хилс (Холмы Патриотов).

Южный полюс Южный полюс Южный полюс Южный полюс

На Холмах, совсем хорошо, тепло и сытно. Удобства есть, а как тут моются, я до сих пор не знаю. Ночью спал неплохо. Было правда непривычно жарко и сосед француз храпел очень громко.

Целый день сидел в столовой. На улице, если улицей можно назвать, двадцать палаток и три самолёта, ветер и мороз, а сидеть целый день ой как не просто Не привыкло седло к таким нагрузкам.

Домой дозвонился. Там свои дела. А я, возможно, завтра полечу на Южный полюс. Там много «если» - погода, будет место, мне поверят на слово, что заплачу в Москве. Это самая дорогая экскурсия в моей жизни. С континента в 2 раза дороже, это же Полюс. Там было туристов меньше тысячи человек. Все узнаю вечером, а может и завтра утром. Работаю над этим без труда, это каждый знает.

Вот утро встречает прохладой. Это каждое утро происходит. А утро, ночь или полдень, без часов определить невозможно и желательно, чтобы часы были с 24-х часовым циферблатом. Встал! Лечу! Все нормально. Но ветер сильный и полный салон бочек с бензином, и мне говорят не курить.Летим вдвоем. Я и местный метеоролог- бельгиец. Ему надо обследовать станцию на полпути до Полюса. И заодно он первый раз попадет в это место Полюс.

Чтобы не мерзнуть я помогаю ему с ремонтом. Он не умеет одевать «беседку», я помогаю. Я не очень понял, что он делал. Мне показалось, что все его дела-«фонарь», главное он хочет попасть на Полюс. Он, кстати, и менял фонарь на веб- камере. Заменил одно целое стекло на такое же точно. А может я не секу?

Пилоты в это время заправляли самолет. Полторы тонны горючего. По моим подсчетам выходит около пяти тонн! В два конца, не знаю почему, у них авиационный керосин, но явно дороже чем на материковых заправках. Заливают прямо из бочек, используя бензопомпу. На обратном пути происходит тоже самое.

По пути погода меняется четыре раза, т.е. меняется радикально. От тумана, до солнца, а потом от туч до плотной серой дымки, в которой мало что видно. Это и есть погода на Южном Полюсе. Не холодно, всего -30С. Мы заходим на посадку. Наш 2-х моторный самолёт садится очень плавно. Можно сказать нежно.

Южный полюс Южный полюс Южный полюс Южный полюс Южный полюс Южный полюс Южный полюс Южный полюс Южный полюс Южный полюс Южный полюс

Пилот у нас женщина- Моника из Канады. На заправке она бросает пустые бочки из-под керосина, как коробки из-под конфет, летят метров пять. Хотя телосложения она не богатырского. Ей , наверное, просто нравится работа пилота.

Станция огромна, в ней живёт 253 человека. Ещё много всяких построек, мемориал Южного Полюса с флагами стран-участниц программы и сама точка Полюса , она чуть в стороне. В нее прямо вставляли ось с маленьким медным глобусом в верхней части. Странно, но когда держишься рукой за саму ось земли, то вращение не ощущаешь. На Северном Полюсе ось вставить не во что. Лёд дрейфует и точка (на поверхности) всё время передвигается. Определяешь только по GPRS. Нас встретил американский паренёк. Он кем - то работает на станции, но когда есть туристы, то добровольцы водят по станции и показывают, что к чему. И хотя мы прилетели около семи утра, на станции Ново - Зеландское время, он стоял на полосе и ждал нас. Потом мы ходили по разным станционным зонам.

Там, кроме рабочих отделений, лабораторий, госпиталя и прочих, есть музыкальный салон с полным набором инструментов. Видео зал, библиотека, прачечная, сауна, спортзал с баскетбольной площадкой. Теплица, где растут овощи и подсолнухи. Художественная мастерская.

С одной стороны ничего особенного. Люди живут, работают и отдыхают. Всё нормально. Если не считать, что это Южный Полюс, самая удалённая от цивилизации точка. Но добрались и сюда! Купили сувенир, фотографировались у Полюса и Мемориала. На станции, или в станции? Я уронил видео камеру со второго этажа, и видеосъёмки у меня не получилось. Расслабился. Нельзя снимать на два фотоаппарата и видео одновременно. Потом летели обратно. С нами летели двое ребят- французов и опытный норвег полярник. Они втроем шли последних 100 км с монакским принцем Альбертом. Собственно их и летал забирать самолет, а мы с бельгийцем метеорологом просто оказались в нужное время в нужном месте.

Я летел и думал, как развивается наша цивилизация. Ведь, как получается, современному человеку унизительно носить пакет с собственным дерьмом в рюкзаке. А валить по всем углам нет! Мы похожи (в своём развитии) на человека, который рубит сук, на котором сидит. И не зависимо от того, как он это делает, рубит быстро или медленно, собирает опилки в пакеты или разбрасывает их по всему свету, исход один - сук обломиться, а человек упадет.

Значение имеет только то, как высоко он сидит. А мы ,ох, как высоко забрались в Космос и на Полюса!
Есть всем известная истина - Бытие определяет сознание. Бытие- это мир вокруг .То есть то, как живёт большинство. Но есть люди, на которых это не распространяется. Иначе мы бы так и сидели в каменном веке. Или средневековье.
Современные люди перестали отдыхать . Они не умеют этого делать. Вместо этого они научились развлекаться. А развлечения не восстанавливают силы - развлечения тоже требуют этих самых сил. И не только развлечения. Даже радость( чуть не сказал «обычная» радость) требует сил.

И если человек шёл к цели , желал её. Если он отдал все силы для её достижения , то в первое время сил не хватает даже для радости.
Любую силу можно развивать, т.е. тренировать! Да и силу радости тоже!
Меня не было в Москве, в России почти месяц 26 дней.
За это время выбрали нового Патриарха, доллар вырос до 36 рублей, в Коми сгорел Дом ветеранов вместе с ветеранами. Жизнь не остановилась ни на одну секунду. И все те фразы о том, что без меня мир неполон, выглядит не совсем правдой. От того, что меня не будет, жизнь не остановится.